уполномоченный
по правам человека
в краснодарском крае

Праздники прошли. Осадок остался

46877dac10868997daf6e58211910823Праздники прошли. Осадок остался. Простите за много слов. Накипело.

Я не понимаю, почему мое совершенно сознательное чувство гордости за свою страну, за свой народ, за его Победу в войне в последнее время все чаще интерпретируют так, как интерпретировать не следует. Видят в нашем отношении к празднику 9 мая то, чего ни я, ни такие как я, в это отношение никак не вкладываем. Самодовольно улыбаясь, разводят при этом руками и добавляют: «Что поделать, нынче тренд такой».

Это, простите, не тренд. Это – трендец.

Вы видели Бессмертный Полк в Москве, в Краснодаре? Вы видели шествие Полка по стране и по миру? Профессиональный агитпроп? Телевизионная картинка? Агенты Кремля? А может просто «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»? Да и в мире тоже – война Мировая – с этим не поспоришь. Но, очевидно, такие мысли в голову к интерпретаторам не приходят.

Читаю заголовок – «Моральная оборона власти: щит из «Бессмертного полка»». А вы уверены, что так? Откуда убежденность в том, что все, кто вышел на Бессмертный Полк по стране, непременно испытывают личную симпатию к Владимиру Путину? Как связаны между собой – потеря близких во время Великой Отечественной и поддержка политики Президента РФ? Я не понимаю.

Все ли во время войны шли в бой, сражаясь «За Сталина!»? Нет. Прежде сражались «За Родину!». И была эта Родина – у каждого своя и у всех общая. Так что не надо смешивать понятия и чувства.

Раньше, говорят, не было георгиевских ленточек в таком количестве. Согласен. Раньше были живы Георгиевские кавалеры, которые одним своим присутствием вселяли гордость и почтение окружающим их детям и внукам. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше. И цветы, которые покупаешь, чтобы подарить им на 9 мая, встретив на улице, теперь, с комом в горле, все чаще оставляешь у Вечного Огня.

Говорят, ветераны раньше больше молчали, предпочитая истории из жизни сегодняшней рассказам о жизни тех лет. Знаю по себе. Некогда и я воевал. И, да, не люблю об этом рассказывать. Война – это далеко не то, что показывают в голливудских фильмах. Это не красиво, это не романтика, это не сказка. Здесь кровь и грязь. Здесь грани.

В истории России было не так уж много мирных лет, но много разных войн – так сложилось: у большой страны всегда будет много врагов. И Победа в этой войне, по большому счету, – символ побед разных поколений в разных войнах. Поэтому к ней такое чтимое, особое отношение. И я не понимаю, почему в День Победы мне отказывают в праве на то, чтобы помянуть своих павших товарищей, своих родственников, своих учителей.

Говорят также, что парады на Красной Площади – это хорошо, плохо только, что они «служат демонстрацией агрессии». А парад 7 ноября 1941 года тоже был демонстрацией агрессии? Или это в Параде Победы 24 июня 1945 года должно было слышаться – «Никогда больше»? Мы, конечно, «можем повторить», но мне ближе: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Те же, у кого плохой слух, обычно хорошо видят.

Гордость за армию? А как не гордиться? Если учесть, что у нас в стране все мужское население, так или иначе, имеет к ней отношение. Или почти все. Мы гордимся Красной Армией 1943-45 гг. Но как не испытывать чувство гордости за то, что после разрухи 90-х, когда казалось, что все это всерьез и надолго, и, вопреки трудностям текущего времени, у нас, наконец, есть такая армия, как сейчас?

Больше 100 лет прошло с тех пор, как Александр III впервые произнес фразу, ставшую крылатой: «У России нет друзей, нашей огромности боятся. У России есть только два надежных союзника – ее армия и флот». Актуальный вывод о политике государств тех лет. Прошел целый век, но ничего не изменилось. Пройдет еще один, и все останется как прежде. Этого не надо бояться. К этому надо быть готовым. И это я понимаю.