уполномоченный
по правам человека
в краснодарском крае

Сергей Мышак: «Важно, как сами люди оценивают состояние прав»

Интервью Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Сергея Мышака газете “Краснодарские известия”

 

– Сергей Валентинович, вы представили объемный, острый, интересный доклад. Так что же у нас с соблюдением прав человека?

– Важно понять, как сами граждане оценивают состояние своих прав. Такую задачу и поставили, проведя впервые совместные исследования с Центром социальных технологий (руководитель – Роман Близняк).

Опросили в 10 муниципалитетах 800 человек, выборка – репрезентативная. Пять муниципальных районов, пять городских округов, включая Краснодар. Взяли и промышленные, и сельские, и курортные территории.

62 процента опрошенных респондентов ответили, что их права соблюдаются или – скорее соблюдаются. Это вполне нормальный показатель. Из опроса можно сделать вывод: в целом люди положительно оценивают ситуацию с соблюдением их прав.

Социальные права для жителей нашего региона – на первом месте. Более 80 процентов называют главным право на оказание бесплатной медицинской помощи. 71 процент считает важным право на труд. Почти 59 процентов – на бесплатное образование. 48 процентов – на социальное обеспечение.

51 процент выделяет право на суд и равенство перед законом. 25 процентов опрошенных выделили неприкосновенность собственности и жилья.

– А что показал анализ поступивших к вам за год обращений?

– Их поступило 2732, что на 11 процентов больше, чем в 2015-м. Третий год подряд здесь лидируют жалобы на тему справедливого уголовного и административного расследований. Произошел в 2016 году рост жалоб на условия пребывания в местах принудительного содержания. В 2,5 раза больше поступило жалоб по вопросам исполнения судебных решений.

Главными остаются жилищные и коммунальные вопросы, особенно это проявилось в письмах пенсионеров, многодетных и одиноких матерей, граждан с низкими доходами. Много обращений об охране здоровья и медицинском обеспечении.

– Какова результативность обращений?

– По 638 обращениям проведены действия по восстановлению прав граждан, причем в 70 процентах случаев права восстановлены полностью. По 305 обращениям людям разъяснили, какие средства они вправе использовать для защиты своих прав и свобод.

Российский паспорт
для ветерана

– В прошлом году к вам на личном приеме обратилась внучка 90-летнего ветерана Великой Отечественной войны, приехавшего из Украины. Речь шла о гражданстве России для ее деда. В чем там была проблема, удалось ли помочь?

– По законодательству  ветераны войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории России, за свои заслуги перед российским народом принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке. Но при этом необходимо представить удостоверение ветерана войны либо советского, либо российского образца. А нашему ветерану еще в 1992 году взамен советского выдано удостоверение украинского образца. Оно на территории России недействительно. Восстановить же или получить дубликат советского удостоверения на Украине оказалось невозможным.

При этом была и справка военкомата Краснодарского края о том, что он относится к ветеранам, участникам Великой Отечественной войны. И архивные документы о награждении его медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени. Но они не помогли. Сложилась абсурдная и несправедливая ситуация. Ведь Россия – правопреемник СССР, а ветеран не может получить гражданство страны, которую защищал. Только после обращения к руководству ФМС России правда восторжествовала: было принято решение о приеме ветерана в гражданство Российской Федерации. На это потребовался год.

Паспорт ветерану вручили 9 мая 2016 года. Надо было видеть его глаза и эмоции.

Нужно помнить о ветеранах войны не только в праздники, а каждый день. И если закон в чем-то несовершенен, его необходимо менять, чтобы каждому участнику войны было удобно и комфортно жить в стране, которую он защищал.

Право
на жилище защищено Конституцией

– Чем завершилась история расселения из аварийного общежития в Кропоткине, которой вы активно занимались?

– Конечно, на сегодня дома уже построены и люди расселены. Но потребовалось несколько лет, чтобы местные власти услышали людей и начали действовать, как это полагается по закону. Эта история – уже со счастливым концом. Но в целом вопрос с переселением из аварийного жилья остается актуальным, а в некоторых случаях даже острым.

В некоторых муниципалитетах есть случаи попыток лишить людей законно приобретенного жилья. Речь – о следующей схеме: кто-то когда-то незаконно приватизировал жилье и оформил на него документы. А затем его перепродавали три, четыре, пять раз. А сейчас в этих квартирах живут добросовестные покупатели, которые его приобрели на законных основаниях. И вот именно к ним сегодня обращены иски от администраций городов и районов. Понятно, муниципальные власти сейчас отстаивают свое право в отношении имущества, но ведь и у граждан есть конституционное право на жилище. А что власти думали раньше, почему никто на это не обратил внимания, когда совершалась еще самая первая незаконная сделка? Это подрывает доверие граждан к власти.

Взыскивать нужно не с тех, кто сейчас проживает в этих квартирах, а с тех, кто когда-то нарушил закон. В том числе и с тех, кто работал в госорганах в прежние годы, регистрировал незаконные сделки, выдавал документы.

Действовать нужно не только по закону, но и по справедливости. Взыщите ущерб с настоящего виновного.

А где капремонт?

– Одна из остро волнующих проблем – капремонт. Что-то меняется?

– Не буду делать реверанс в сторону регионального оператора. Граждане справедливо говорят: мы платим деньги, а где отремонтированные дома? Считаю, здесь нужно изменить централизованный подход. Сейчас средства накапливать можно либо на спецсчете дома, либо у регионального оператора. На мой взгляд, эту возможность нужно расширить: дать такую возможность муниципалитетам, дать шанс двум-трем домам в одном кубике объединять свои возможности. Местное самоуправление предполагает участие граждан, и нужно этот принцип реализовывать и при выполнении программы капитального ремонта. В зону ответственности должны быть включены все органы управления жилым фондом: и ТСЖ, и УК. И сама система должна стать более прозрачной.

О бэби-боксах

– Вы выступаете против запрета на бэби-боксы. Тема резонансная, с чем связана ваша позиция?

– Началось все с круглого стола, организованного Минздравом России, куда не пригласили по странному стечению обстоятельств сторонников бэби-боксов. Я сразу выступил противником запрета бэби-боксов. На стороне этой практики – 17 спасенных жизней детей только в нашем крае. Я убежден в том, что профилактическая работа с будущими мамами и такой, может быть, крайний способ спасения детской жизни, как бэби-бокс, не противоречат друг другу. В нашем крае и минздрав, и Общественная палата, и ряд общественных деятелей высказались за то, чтобы их сохранить. Я надеюсь, что здравый смысл восторжествует.

Общественный контроль дает свои плоды

– Вы активно участвуете в системе общественного контроля на выборах. Чем она ценна?

– Новый председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова в качестве одного из первых шагов еще в преддверии выборов в Госдуму взяла курс на совместную работу с институтом Уполномоченного по правам человека в России. Было подписано соглашение. В крае мы тоже выстроили совместную работу с избирательной комиссией. Был создан объединенный штаб общественного наблюдения за выборами. И мы подписали с крайизбиркомом соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области защиты прав и свобод граждан.

Это эффективное сотрудничество будет продолжено на предстоящих выборах депутатов.

Ирина Груба

оригинал публикации http://www.ki-gazeta.ru/news/policy/sergey_myshak_vazhno_kak_sami_lyudi_otsenivayut_sostoyanie_prav/