уполномоченный
по правам человека
в краснодарском крае

Наша страна держится на незыблемости конституции!

A11A7237Интервью Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Сергея Мышака

(Опубликовано в газете «Комсомольская правда Кубань» от 10 декабря 2013 года  №159 (26169)

Фото из газеты «Комсомольская правда Кубань».

 О наболевшем

– Согласно докладу Уполномоченного по правам человека, за прошлый год большее количество жалоб от кубанцев поступало на суды и правоохранительную систему. В этом году тенденция сохранилась?

– Да,  первое место по-прежнему занимают обращения граждан, недовольных судебной и правоохранительной системой. На втором месте – жалобы на ЖКХ:  ненадлежащее оказание услуг, тарификация, вопросы землепользования, квартирные вопросы. И только потом – недовольство нерешенными социальными проблемами, в частности, нехваткой детских садов, оказанием медицинских услуг. Политический аспект интересует лишь 0,3 процента от числа всех обратившихся. 

-Вы можете как-то реально помочь этим людям?

-Многие просят пересмотреть несправедливые, на их взгляд, решения суда. Уполномоченный по правам человека не имеет права вмешиваться в деятельность следственных и судебных органов.  Но ни одно подобное письмо мы не оставляем без ответа, в аппарате омбудсмана работают квалифицированные юристы, которые безвозмездно оказывают консультативную помощь. Объясняем, как людям можно и нужно действовать дальше, в какие обращаться инстанции,  в том числе и в Европейский суд по правам человека. 

Что касается остальных обращений, у Уполномоченного достаточно возможностей помочь гражданам посредством прямого обращения в государственные органы, которые и призваны защищать их права – прокуратура, суд, правоприменительная служба…

Делать государство честнее

В чем заключается главная миссия регионального омбудсмана?

– В Европе институт омбудсмана существует уже 200 лет, в России только 19, а в Краснодарском крае всего 13. Закон не наделяет нас властными полномочиями, но дает право делать оценки и выводы о защите прав и свобод гражданина на территории субъекта Федерации, обращаться в органы власти, вносить предложения. Есть очень серьезное законодательное достижение, которое делает институт не декоративным элементом, это – независимость и не подотчетность властным структурам.  Такая независимость плюс степень личной свободы самого Уполномоченного позволяют ему высказывать точку зрения, которая не всегда нравится властям.

Ежегодно 1 февраля Уполномоченный представляет аналитический  доклад Законодательному Собранию края, в котором он озвучивает свои выводы о состоянии защиты прав и свобод гражданина. Выводы и оценки Уполномоченного, вне зависимости от их остроты, могут быть приняты либо не приняты органами власти.

– По сути вас можно назвать транслятором народного негатива…

– Да, и некоторым катализатором. При этом не стоит забывать, что Уполномоченный по правам человека – не правозащитное общественное объединение, это государственный институт, и, защищая права человека, я обязан стоять на страже и интересов государства.

В тоже время, слыша критику Уполномоченного, властные органы должны реагировать на нее, исправлять допущенные ошибки. Такой подход поможет сделать наше государство честнее и справедливее.

– И предотвращать социальный взрыв. С какими-то конкретными предложениями вы выходили в ЗСК?

– Я не так давно в этой должности (с 10 июля 2013 г. – Прим. ред.). Думаю, определенные предложения как у Уполномоченного, созреют после предоставления в ЗСК ежегодного доклада. Работа ведется постоянно, поэтому сейчас могу поделиться только наметками. Наш аппарат намерен просить депутатов внести изменения в краевой закон об Уполномоченном, предписав в обязательном порядке предоставлять ежегодный доклад о состоянии прав  человека на Кубани не только в ЗСК, но и во все остальные властные структуры. Пока это происходит только по нашей инициативе.

Хорошо было бы, если бы доклад о состоянии прав человека ложился на стол губернатора, прокурора, председателя краевого суда, начальника ГУВД. Этот механизм позволил бы государственным органам видеть проблемные места, ошибки и, в тоже время, принимать необходимые меры для их устранения.

Эти изменения в законе помогли бы относиться к этому документу серьезно, а сам доклад уже имел бы прикладное значение.

– А если пойти дальше и законодательно обязать все властные структуры давать ответ омбудсману на его ежегодный доклад?

– Изучая законодательство других  субъектов Федерации в части Уполномоченного по правам человека, могу отметить, что во многих регионах есть подобное положение. А иначе, действительно, в чем смысл? Думаю, мы также выйдем с подобной инициативой в ЗСК и совместно с депутатами будем ее обсуждать.

О правозащитниках и депутатах

Вы взаимодействуете с правозащитными организациями, и насколько они сильны в нашем крае?

– По данным управления юстиции, на Кубани зарегистрировано более чем 6900 общественных организаций, в том числе 164 правозащитных.  Если из них десятка полтора – два активно работают, уже хорошо. Естественно, мы плотно с ними сотрудничаем. Главная проблема всех общественных объединений – поиск средств для ведения своей деятельности. Если партии могут получать доход от членских взносов, других политических структур и так далее, то НКО такими возможностями не обладают. Где нашел – там нашел. Радует, что Президент принял решение выделять солидные гранты правозащитным объединениям: 250 миллионов рублей в этом году и в 2 раза больше на протяжении следующих трех лет. Это хорошее решение. И деньги будет распределять не некий орган государственной власти, а конкурсная комиссия известной правозащитной организации, которую возглавляет Элла Панфилова. Насколько я знаю, из нашего края 10 организаций заявили о своем участии в этом конкурсе.

Возможно, с инициативой о выделении краевых грантов для правозащитников мы обратимся к ЗСК. Думаю, это правильно. Государство должно проявлять большую заинтересованность в поддержке некоммерческих организаций. В конечном счете, мощное гражданское общество делает государство стабильнее, а Россию сильнее.

Некоторые депутаты Госдумы активно предлагают внести поправки в главный закон государства – Конституцию. Как вы относитесь к этим инициативам?

– Категорически против! Российская Федерация приняла Конституцию 20 лет назад. Это очень небольшой срок. Очень верно на эту тему говорил Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Он считает, что нельзя сегодня трогать такой тонкий инструмент, который собирает всю Россию. Наша страна многоукладная, многоконфессиональная, многонациональная, с абсолютно полярной ментальностью, держится только на незыблемости Конституции.

Отдельные представители партий хотят внести изменения, но как только это случится, незыблемость Конституции будет поставлена под сомнение.

Стоит ли из-за амбиций нескольких парламентариев трогать основной закон государства?

Только цифры:

2 463 заявителя обратились к Уполномоченному по правам человека с 1 января по 1 декабря 2013 года, из них 1058 – письменно, используя обычную почту и Интернет-сайт, 1020 позвонили на телефон «горячей линии», 385 человек – лично посетили приемную.

696 ответов на жалобы подготовлено в этом году аппаратом Уполномоченного

139 запросов в государственные органы и другие организации направлено по обращениям граждан

БУДЬ В КУРСЕ

Краснодарцы жалуются чаще

Обращения поступили из 39 муниципальных образований Краснодарского края. Наибольшее количество обращений было получено из  Краснодара -113, Армавира – 38, Усть-Лабинского района – 37, по 26 из Новороссийска и Сочи.

Также Уполномоченным по правам человека были рассмотрены обращения из 24 субъектов Российской Федерации, а также стран СНГ (Украина, Белоруссия и Казахстан).

 

Направить обращение Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае или обратиться лично можно по адресу:

г. Краснодар, ул. Советская, 35

тел. (861) 268-26-14, 268-09-45

Адрес в сети Интернет: www.kubanombudsman.org