уполномоченный
по правам человека
в краснодарском крае

Конституционный суд запретил бессрочное расследование уголовных дел

Продолжать расследование дел по истечении срока давности уголовного преследования при наличии возражений со стороны подозреваемого или обвиняемого можно будет только в течение 12 месяцев. Если в течение этого срока дело не будет передано в суд, его следует немедленно прекратить, сообщается на сайте Конституционного суда.

В КС обратился В.Рудников, являющийся одним из фигурантов дела о нанесенном ущербе гражданину Нигерии как акционеру. В 2020 году срок давности привлечения Рудникова к уголовной ответственности истек, однако следователи не стали закрывать дело, сославшись на отсутствие согласия обвиняемого на прекращение дела по такому нереабилитирующему основанию. По мнению Рудникова, данная норма позволяет правоохранителям бесконечно расследовать уголовное дело после истечения сроков давности.

В Конституционном суде подтвердили, что закрыть уголовное дело в связи с истечением срока давности, что является нереабилитирующим основанием, можно только с согласия подозреваемого или обвиняемого. Это продиктовано защитой их прав, устранением сомнений в их виновности и правильной юридической оценкой совершенного. При этом предельных сроков для дальнейшего расследования дела не предусмотрено. Из-за этого не считающий себя виновным подозреваемый или обвиняемый должен выбрать между неограниченным по времени продолжением своего же уголовного преследования или прекращением дела по нереабилитирующему основанию. Это противоречит Конституции, заключили в КС.

Согласно постановлению Конституционного суда, пока в законодательство не будут внесены необходимые изменения, продолжать расследование дела по истечении срока давности уголовного преследования при наличии возражений со стороны подозреваемого или обвиняемого можно будет только в течение 12 месяцев. Если и через год дело не передадут в суд, его следует незамедлительно прекратить даже без согласия подозреваемого и обвиняемого. При этом такое решение можно будет оспорить в суде.

Источник: “Парламентская газета”